Благотворительный фонд поддержки творческого наследия Микаэла Таривердиева представляет ПОСЛЕДНИЙ РОМАНТИК. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА. Романсы на стихи М. Цветаевой, Б. Ахмадулиной, С. Кирсанова, средневековых японских поэтов, монологи и речитативы на стихи А. Вознесенского, Г. Поженяна, Л. Ашкенази, мадригалы и сонеты, музыка из кинофильмов, фортепианные прелюдии.
В вечере участвуют:
Ольга ДЗУСОВА (вокал),
Юлия КОРПАЧЕВА (сопрано),
Термине ЕГИАЗАРЯН (сопрано),
Алексей ГОРИБОЛЬ (фортепиано)
и вокальное трио «МЕРИДИАН»
в составе:
Надежда ЛУКАШЕВИЧ,
Николай СМЕТАНИН,
Алексей ПОДШИВАЛОВ.
Вечер ведет:
музыковед Вера ТАРИВЕРДИЕВА.
На протяжении нескольких десятилетий Микаэл Таривердиев писал музыку, частью которой была высочайшая поэзия прошлого и настоящего, он убеждал в непосредственных диалогах на своих концертах слушателей в необходимости устремлений к высокому, он публиковал полемические статьи о легком жанре, песне, о роли телевидения и необходимости защищать классику.
В одном из своих последних интервью Микаэл Леонович сказал: «Раньше я был дерзким и надеялся повлиять на то, что звучит вокруг. А потом понял: никто ничего не может изменить в звучащем мире. И я не могу. А теперь и не хочу». В одной из статей, посвященных его уходу, он получил ответ: «Маэстро, Вы не правы!» Статья называлась «Последний романтик».
О романтизме Микаэла Таривердиева можно говорить применительно к любому периоду его творчества, любому произведению. Романтизм с присущим ему героем, лирической интонацией, устремленностью к идеалу, идеализмом, конфликтом с внешним миром, самоуглубленностью – все это в природе личности Таривердиева. Но именно в вокальной музыке, в его монологах, балладах, романсах на стихи Григория Поженяна, Людвига Ашкенази, Андрея Вознесенского, в период писания «автопортрета», эти качества прорисовываются с пронзительной остротой. Непосредственные переживания отпечатываются в музыке контурами его жизни, его человеческой сущности и судьбы.
Программа «Последний романтик. Музыкальная поэзия Микаэла Таривердиева» представляет вокальные произведения разных лет на стихи выдающихся поэтов, и прежде всего поэтов современности, инструментальные прелюдии, импровизации.
Алексей ГОРИБОЛЬ (Россия)
Автор оригинальных художественных проектов, объединяющих классическую музыку с театром, кино и балетом. Лауреат Первой премии XI Международного конкурса камерной музыки в Трапани (Италия, 1991) и Второй премии I Международного конкурса Classica Nova памяти Дмитрия Шостаковича в Ганновере (Германия, 1997). Концертирует в России и европейских странах, записывается на радио и CD, ведет музыкальные программы на ТВ, принимает участие в российских и международных музыкальных фестивалях. С июня 1995 г. Алексей Гориболь – артистический директор Московского союза музыкантов и один из инициаторов творческого объединения молодых музыкантов Москвы «Антреприза МСМ».
Концертные программы последних лет – «Избранник юности», «Счастье мое...», «Еврейский мир», «Эскизы к “Закату”», «Молот и серп», «Дни Бриттена в России», «Авангард Микаэла Таривердиева», «Дар», «Двое в городе», Opus post – своего рода музыкальные спектакли, которые были восторженно приняты публикой и удостоены высокой оценки критики.
Алексей Гориболь – музыкальный руководитель заметных российских фильмов последнего времени: «Дневник его жены» (реж. А. Учитель), «Москва» (реж. А. Зельдович, Гран-при IV Международного Биеннале кино- и медиамузыки в Бонне) и «Нет смерти для меня» (реж. Р. Литвинова).
Cовместно с Петербургским институтом ПРО АРТЕ представил цикл концертных программ «Консонансы ХХ века», признанный одним из центральных событий филармонического сезона 2002–2003 годов.
Особое место в творческой судьбе Алексея Гориболя играет участие в программах, посвященных творчеству композиторов Леонида Десятникова и Микаэла Таривердиева.
Ольга ДЗУСОВА (Россия, вокал)
Лауреат всероссийских конкурсов эстрадных исполнителей, человек редкой одаренности и редкой независимости. В ней сочетаются способность донести камерную, интимную интонацию и в то же время непримиримость рока. Как любой очень талантливый человек, она преодолевает несвоевременность своего рождения, испытывая ностальгию по прошлому, классике шансона и в то же время, существует на собственном острове, творит авангард и несет бремя работы на будущее. Микаэл Таривердиев – ее композитор. Он писал для нее, ее не зная. То, чего он добивался, работая с Камбуровой, Пугачевой, другими исполнителями, Дзусова делает легко, самостоятельно постигая разнообразие отраженной Микаэлом Таривердиевым в музыке поэтической интонации Вознесенского, Ашкенази, Поженяна.
Наиболее известная работа в кино – три песни советских композиторов в интерпретации Л. Десятникова к фильму А.Зельдовича «Москва».
Юлия КОРПАЧЕВА (Россия, сопрано)
Выпускница Московской консерватории им. Чайковского. Несколько лет была солисткой Московского музыкального театра «Геликон опера». Ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом, выступала на ведущих концертных площадках мира, таких как Карнеги-холл (Нью-Йорк) и Музикферайн (Вена). Принимала участие в фестивалях в Зальцбурге, Локенхаузе (Австрия), Вербье (Швейцария), «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» и других. Сотрудничает с Гидоном Кремером, Юрием Башметом, Борисом Пергаменщиковым, Алексеем Гориболем, Александром Рудиным.
Первая исполнительница в России одной из главных партий в опере Михаила Наймана «Человек, который принял свою жену за шляпу» (постановка «Маленького мирового театра»), первая исполнительница вокальной партии в «Русских сезонах» Леонида Десятникова (совместно с Гидоном Кремером и камерным оркестром «Кремерата Балтика»).
Термине ЕГИАЗАРЯН (Армения, сопрано)
Родилась в 1984 г. С раннего детства обращала на себя внимание разносторонней музыкальной одаренностью, одновременно занимаясь композицией и сольным пением. По этим двум специальностям закончила Ереванскую консерваторию им. Комитаса в 2009 г. (по классу вокала у Гаяне Гаспарян, по классу композиции у Левона Чаушяна). Была именным стипендиатом Гохар Гаспарян. В 2003 г. была награждена призом конкурса молодых композиторов «Хрустальный камертон». В течение нескольких лет была солисткой хора Кафедрального собора Эчмиадзина.
С 2009 г. живет в Москве, являясь стипендиатом Благотворительного фонда Микаэла Таривердиева. В настоящее время совершенствует свое мастерство у Светланы Нестеренко. Принимает участие в концертах в России и за рубежом, в том числе в авторских программах музыки Микаэла Таривердиева. В 2010 г. дебютировала в Москве в юбилейном концерте оркестра «Новая Россия», выступив солисткой в дуэте с Юрием Башметом. Выступала в ансамбле с такими музыкантами, как Екатерина Мельникова (орган), Алексей Гориболь (фортепиано), Рустам Комачков (виолончель), с Минским камерным оркестром (дирижер Е. Бушков), Вятским камерным оркестром (дирижер К. Маслюк).
Трио «МЕРИДИАН» в составе:
Надежда ЛУКАШЕВИЧ (вокал),
Николай СМЕТАНИН (вокал, гитара),
Алексей ПОДШИВАЛОВ (вокал, гитара, саксофон)
Вокальное трио «Меридиан» существует с 1975 г. Стиль и судьбу коллектива во многом определила работа с Микаэлом Таривердиевым, встреча с которым состоялась в 1980 г. Лауреаты Всесоюзного конкурса молодых исполнителей советской песни, лауреаты премии Ленинского комсомола, заслуженные артисты России, лауреаты международных конкурсов и фестивалей в Париже (конкурс им. Жака Бреля), Берлине, Праге, Хельсинки. Принимали участие в записи музыки к фильмам «Предчувствие любви», «Ученик лекаря», «Город над головой», «Кот в сапогах» и других, имеют обширную дискографию и насыщенные гастроли.
Программы: «Русский романс», «Кинохиты» (Таривердиев, Рыбников, Крылатов и другие), «С любовью к Мастеру» (программа из произведений Микаэла Таривердиева), «Серебряный век русской поэзии» (романсы и песни на стихи Ахматовой, Цветаевой, Ахмадулиной, Вознесенского и др. поэтов XX в.).