Воскресенье, 19.05.2024, 00:26
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2012 » Апрель » 20 » Дом-музей марины цветаевой
03:53

Дом-музей марины цветаевой






Литобъединение "Магистраль"


В Доме-музее Марины Цветаевой, в уютном "Кафе поэтов", вот уже десять лет, с октября по июнь, дважды в месяц собирается "Магистраль" - старейшая и, наверное, самая известная из литературных студий России.
Студию в 1946 году создал поэт и литературный критик Григорий Левин. Он разработал систему студийных занятий, которая включала лекции по истории и теории литературы; по персоналиям, причем круг поэтов и писателей, о которых шла речь на занятиях был по советским временам отважно широк, ибо вмещал, наряду с разрешенными, и полузапретные, и вовсе запрещенные имена. На лекциях Левина я познакомился с трудно проходившими цензуру стихами Бориса Слуцкого, с неизданной Мариной Цветаевой, запрещенным Владиславом Ходасевичем. Влюбленный в литературу, Левин обладал природным педагогическим даром, который с блеском проявлял на обсуждениях творчества студийцев. Его критические разборы были всегда серьезны, обстоятельны, глубоки. Он ни жалел на них ни слов, ни пафоса, ни идей. Не говоря уже о своем личном времени: у себя дома он подготовил немало первых книг тогда никому неизвестных авторов.
В 1950-1960-е годы "Магистраль" располагалась в Центральном доме культуры железнодорожников на Комсомольской площади. Здесь начинали Александр Аронов и Михаил Львов, Эльмира Котляр и Александр Юдахин; Владимир Войнович, Валерий Краско, Виктор Забелышинский и Евгений Храмов. Сюда приходил со стихами и переводами математик Владимир Леванский, а с первыми пародиями - военный летчик Павел Хмара. Отсюда, постепенно ширясь, расходились по всей стране песни Булата Окуджавы. Здесь читали стихи Михаил Светлов и Назым Хикмет. Сюда нес свои рассказы Фазиль Искандер. Именно здесь и тогда возникла та атмосфера, о которой Павел Антокольский сказал: ""Магистраль" напоминает мне студию Вахтангова". В Москве, на площади трех вокзалов, в кольце тоталитарного единомыслия вспыхнул очаг духовной свободы. Вот что удивительно! И никого не удивило, что он быстро был погашен. Поводом для закрытия "Магистрали" стало выступление Окуджавы, когда, исполняя песню о дураках, он обратился к ложе, в которой сидело железнодорожное начальство.
Новым домом возрожденной студии стал ВИНИТИ на Соколе. Во многом поменялся и состав студийцев. Одни приходили, другие уходили. Опасаясь новых гонений, Г. Левин соблюдал все предосторожности: вел списки присутствующих, славил "партком и профсоюз", безоговорочно подчинялся охранникам, когда они появлялись в дверях, требуя разойтись. Но душу студии он все-таки сберег: учеников своих пестовал.
Только в такой богатой талантами и небрежной к ним стране, как Россия, могли пройти и остаться незамеченными или полузамеченными люди замечательного литературного дарования. Многие ли знают Нору Ясеневу - автора глубоко пережитой прозы? Родители Норы по заданию Комитерна работали в Южной Америке. Отец был одним из основателей компартии Аргентины. Отца и мать арестовали, Нора родилась в тюрьме. Это наложило печать на всю ее судьбу. А судьба Софьи Петренко? Тем, кто даже и читал ее книги, известно ли, что она сирота, беспризорница? Отец погиб на гражданской войне, мать умерла от тифа. Путь писательницы: детский дом - Магнитка - Донбасс - война... Не широк читательский круг и у бывшей типографской рабочей Нины Саницкой, книжечку которой я бы поставил среди образцов русской лирики. А Галина Китаева, тронувшая душу стихами о девочке, затерянной в иноязычной толпе прокаженного азиатского базара?.. Судьбы этих людей неотделимы от "Магистрали", а ее судьба - от них.
И все-таки - вернусь к истории студии - удержаться на Соколе ей не удалось. Она снова осталась без пристанища. Левин болел, с трудом приезжал в ДК "Калибр" - очередное место сборов. А после занятий юный стихотворец Максим Гликин провожал его домой. Были отдельные вспышки былого света: читала стихи Ольга Постникова, приезжал из Харькова Борис Чичибабин. Но в целом "Магистраль" угасала...
После ухода из жизни Левина поэт Владимир Леонович предложил продолжить "магистральские" собрания. Но где? Леонович дружил с директором Дома-музея Цветаевой Э.С. Красовской и научным руководителем Дома Н.И. Катаевой-Лыткиной. Они с радостью согласились предоставить Дом для студийных занятий. И в январе 1995 года творческим вечером Галины Осининой началась новая жизнь "Магистрали" - в Доме Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке.
Невозможно перечислить все литературные собрания, которые состоялись за эти 10 лет. В дополнение к той обширной научно-литературно-музыкальной программе, что предлагал Дом, "Магистраль" провела свою череду незабываемых встреч. Здесь звучала проза Евгения Войскунского и Яна Гольцмана, Гарри Гордона и Натальи Александровой. Прошли творческие вечера Валентина Берестова, Наума Коржавина, Платона Набокова. Будущую книгу стихов и переводов читал Александр Ревич. Путевыми впечатлениями делился Евгений Рейн. Исследователь творчества А.С. Пушкина Георгий Долдобанов представлял свою многотомную "Хронику" жизни и творчества поэта. Еще не изданные книги стихов предлагали к обсуждению Сэда Вермишева, Владимир Мощенко, Александр Тимофеевский, а страницы уже изданных освещали Наталья Ванханен и Юлия Покровская. Здесь не раз выступала с оригинальными стихами и переводами Алла Шарапова.
А сколько - и каких - поэтов-переводчиков побывало в гостях у "Магистрали", а значит, и у Дома! С образцами испанской поэзии нас знакомил Анатолий Гелескул, итальянской - Евгений Солонович, английской - Григорий Кружков, польской и сербской - Андрей Базилевский.
Были и мемориальные страницы, посвященные творчеству ушедших "магистральцев". Их готовил и проводил наш добровольный "архивариус" Виктор Гиленко, который всю жизнь собирал и хранил все, связанное с "Магистралью". А Видим Колпаков также добровольно ведет все эти годы аудио- и фотолетопись студийной жизни.
У "Магистрали" нет своего журнала, однако редактор "Истины и жизни" Алла Калмыкова постоянно предоставляет "магистральцам" литературные развороты. Проза и стихи бывших и нынешних студийцев часто появляется и страницах альманаха "Предлог".
Плодотворные отношения сложились у студии с сотрудниками Дома-музея, участвующими в наших круглых столах. Здесь же и вдова Григория Левина - переводчица Инна Миронер, его дочь Елена Левина. Среди преданных друзей "Магистрали" всегда были люди не только пишущие, но и просто любящие литературу, умеющие судить о ней искренне и проникновенно. Без Инги Бессер и Наталии Смирновой наш круглый стол не полон. Как не полон он без тех, кого "отманивает" от литературы другое призвание: без художника Юрия Климова, скульптора Людмилы Богуславской.
Двери "Кафе поэтов" в дни заседаний в нем литобъединения "Магистраль" открыты для всех любящих русскую литературу.

Алексей Смирнов

Просмотров: 742 | Добавил: shearim | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz